Прерванный полет: год спустя
Второго июня, в воскресенье, исполнится год со дня авиакатастрофы, происшедшей в Ванинском районе. Тогда погибли два журналиста, два оператора и милиционер. Я не знала лично ни ведущую программы "Провинция" Лидию Гемма, ни собственного корреспондента краевого радио и редактора местной районки Ларису Маклакову, ни операторов ДВТРК Владимира Пивоварова и Юрия Аполлонова, погибших в той авиакатастрофе. Но многие годы голос Ларисы в ее радиорепортажах, и программа Лидии Гемма были для меня тем же, что и гималайский медведь на гербе края.
Никто не знает, что в последнюю минуту почувствовали они - понимание неотвратимости падения или, может быть, слабую искорку надежды, что все обойдется, что они выживут. Невозможно представить себе мысли, чувства, поступки людей, заключенных в вертолете, падающем с шестидесятиметровой высоты. Кто-то крикнул, кто-то в ужасе оцепенел, а кто-то, возможно, успел прочитать коротенькую молитву. Через секунды все было кончено. Вертолет развалился на куски, разбросав вокруг своих останков тела шестерых человек, из которых только один, в силу своей профессиональной подготовки, сумел сгруппироваться так, чтобы выжить.
Это была обычная командировка творческой группы телерадиокомпании "Дальневосточная". Лидия Гемма собиралась сделать цикл сюжетов о жизни глубинки для своей авторской программы в Ванинском и Советско-Гаванском районах. Но эта командировка оказалась для нее последней, так же, как и для Ларисы Маклаковой и сопровождавшего ее старшего лейтенанта Ванинского ЛОВД на транспорте Виктора Сущенко. Из всех, находившихся в вертолете, выжил лишь пилот Петр Парфенов. Теперь он считается главным виновником катастрофы и находится под судом. Парфенов свою вину не признал и отказался давать какие-либо показания.
О результатах расследования мы поговорили с начальником отдела по надзору за расследованием преступлений прокуратуры края Сергеем Сухоносом.
- Сергей Николаевич, что же выяснилось в ходе следствия?
- Второго июня прошлого года пилот и пять пассажиров летали над окрестностями Ванинского района. Около пятнадцати часов они оказались в районе села Уська-Орочская. Судя по всему, операторам хотелось найти наилучший ракурс для съемки их прилета в село, поэтому журналисты заспорили, куда лучше сесть, отвлекли на себя внимание пилота, и тот вовремя не заметил приближение линии электропередачи.
При подборе посадки, находясь в непосредственной близости от электроопор ЛЭП, то есть участка повышенной опасности, Парфенов не определил их наличие - отвлек свое внимание на пассажиров вертолета, визуально не контролировал расстояние между вертолетом и проводами. Не выдержал установленных интервалов между воздушным судном и возникшим на пути полета препятствием, в результате чего с высоты около шестидесяти метров от поверхности земли по неосторожности допустил столкновение лопасти несущего винта вертолета с одним из высоковольтных проводов, повлекшее его разрыв. Вертолет упал на землю и разрушился на части. Во время полета, как показывают очевидцы - жители села, вертолет сделал несколько кругов вокруг села и вдруг рухнул, как заявил один из сельчан, чуть ли не в его огород.
- Почему же все-таки вертолет упал?
- Были исследованы обстоятельства, которые могли пролить след на причину падения вертолета: его техническое состояние, квалификация пилота, степень его подготовки к выполнению данного задания, безопасность и правильность приемов, которые он применял при пилотировании, и метеоусловия на месте катастрофы. Все эти обстоятельства были тщательно исследованы и на основе их анализа эксперты "Дальаэроконтроля", проводившие летно-техническую экспертизу, пришли к заключению о том, что стало причиной столкновения.
- И что, по мнению экспертов, привело к столкновению?
- Говоря официально, это необеспечение командиром вертолета достаточного интервала с проводами ЛЭП в условиях нисходящего потока и горизонтального сдвига ветра, затруднение наблюдения искусственного препятствия, то есть ЛЭП, с учетом его характера и захода в его, препятствия, сторону против солнца, а также отвлечение внимания при пилотировании на пассажиров.
На основании этого заключения и других доказательств Петру Парфенову предъявили обвинение в нарушении правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, повлекшее по неосторожности смерть пяти человек. Сейчас, спустя год, следствие окончено и дело передано в краевой суд. Обычно дела о преступлениях, совершенных по неосторожности, рассматриваются районными судами, но учитывая тяжесть последствий - гибель пятерых пассажиров, дело отнесено к подсудности краевого суда.
- Неужели Парфенов плохой летчик? Или были причины, которые и асу не преодолеть?
- Петр Парфенов - летчик первого класса, свободно владеющий всеми необходимыми навыками, имеющий большой опыт. Сразу после катастрофы собственником вертолета - РОСТО - была проведена ведомственная проверка. И комиссия пришла к противоречивым выводам. Причинами назвали "попадание вертолета в нисходящий поток и горизонтальный сдвиг ветра, отсутствие маркировки проводов ЛЭП, совпадение участка маршрута при осмотре площадки с участком расположения ЛЭП". Также эксперты отметили неадекватное поведение пассажиров при подборе места посадки, что отвлекало пилота от управления, и неграмотные действия летчика при просадке вертолета, то есть в тот момент, когда вертолет стал снижаться и его бросило на ЛЭП.
- Что же неправильно сделал Парфенов? Почему его привлекли к суду?
- Летчик должен был в соответствии с технической документацией до вылета нанести на карту командные высоты, ограничивающие пеленги, наметить обходные маршруты, то есть досконально изучив местный рельеф, обозначить его на карте. На ней он должен был провести безопасный маршрут, которому и следовать во время полета. Он этого не сделал, видимо, надеялся на свой большой опыт пилотирования.
Хотя основной лейтмотив заключения экспертов РОСТО - летчик не виновен, но все прекрасно понимали - проведи он тщательную подготовку к полету, не понадейся на то, что все обойдется, он бы избежал совпадения участков маршрута и расположения проводов - попросту не летел бы на одной с ними линии, и воздушного потока, сбившего с пути. Избежал бы падения. Не получил бы тяжелые травмы и не приговорил пять человек.
... Это была обычная творческая командировка. Но только после нее не было больше трогательных и светлых передач из цикла "Провинция", создававшегося трудом Лидии Гемма, Владимира Пивоварова, Юрия Аполлонова, не звучал по радио ставшим многим знакомым и родным голос собственного корреспондента краевого радио Ларисы Маклаковой, не вернулся домой милиционер Виктор Сущенко.
На редакционном столе Лидии Гемма остался сценарий незавершенной программы о деревенских певуньях. Она писала: "Болит душа: ведь каждая народная песня подобна тонкому корешку среди могучих корней древа жизни. Оборви его - и что-то светлое и прекрасное уйдет в небытие безвозвратно".
КТО БЫ МОГ ПОДУМАТЬ, ЧТО СВЕТЛЫЕ И НЕЗАМЕНИМЫЕ, УЙДУТ В НЕБЫТИЕ ОНИ...
Никто не знает, что в последнюю минуту почувствовали они - понимание неотвратимости падения или, может быть, слабую искорку надежды, что все обойдется, что они выживут. Невозможно представить себе мысли, чувства, поступки людей, заключенных в вертолете, падающем с шестидесятиметровой высоты. Кто-то крикнул, кто-то в ужасе оцепенел, а кто-то, возможно, успел прочитать коротенькую молитву. Через секунды все было кончено. Вертолет развалился на куски, разбросав вокруг своих останков тела шестерых человек, из которых только один, в силу своей профессиональной подготовки, сумел сгруппироваться так, чтобы выжить.
Это была обычная командировка творческой группы телерадиокомпании "Дальневосточная". Лидия Гемма собиралась сделать цикл сюжетов о жизни глубинки для своей авторской программы в Ванинском и Советско-Гаванском районах. Но эта командировка оказалась для нее последней, так же, как и для Ларисы Маклаковой и сопровождавшего ее старшего лейтенанта Ванинского ЛОВД на транспорте Виктора Сущенко. Из всех, находившихся в вертолете, выжил лишь пилот Петр Парфенов. Теперь он считается главным виновником катастрофы и находится под судом. Парфенов свою вину не признал и отказался давать какие-либо показания.
О результатах расследования мы поговорили с начальником отдела по надзору за расследованием преступлений прокуратуры края Сергеем Сухоносом.
- Сергей Николаевич, что же выяснилось в ходе следствия?
- Второго июня прошлого года пилот и пять пассажиров летали над окрестностями Ванинского района. Около пятнадцати часов они оказались в районе села Уська-Орочская. Судя по всему, операторам хотелось найти наилучший ракурс для съемки их прилета в село, поэтому журналисты заспорили, куда лучше сесть, отвлекли на себя внимание пилота, и тот вовремя не заметил приближение линии электропередачи.
При подборе посадки, находясь в непосредственной близости от электроопор ЛЭП, то есть участка повышенной опасности, Парфенов не определил их наличие - отвлек свое внимание на пассажиров вертолета, визуально не контролировал расстояние между вертолетом и проводами. Не выдержал установленных интервалов между воздушным судном и возникшим на пути полета препятствием, в результате чего с высоты около шестидесяти метров от поверхности земли по неосторожности допустил столкновение лопасти несущего винта вертолета с одним из высоковольтных проводов, повлекшее его разрыв. Вертолет упал на землю и разрушился на части. Во время полета, как показывают очевидцы - жители села, вертолет сделал несколько кругов вокруг села и вдруг рухнул, как заявил один из сельчан, чуть ли не в его огород.
- Почему же все-таки вертолет упал?
- Были исследованы обстоятельства, которые могли пролить след на причину падения вертолета: его техническое состояние, квалификация пилота, степень его подготовки к выполнению данного задания, безопасность и правильность приемов, которые он применял при пилотировании, и метеоусловия на месте катастрофы. Все эти обстоятельства были тщательно исследованы и на основе их анализа эксперты "Дальаэроконтроля", проводившие летно-техническую экспертизу, пришли к заключению о том, что стало причиной столкновения.
- И что, по мнению экспертов, привело к столкновению?
- Говоря официально, это необеспечение командиром вертолета достаточного интервала с проводами ЛЭП в условиях нисходящего потока и горизонтального сдвига ветра, затруднение наблюдения искусственного препятствия, то есть ЛЭП, с учетом его характера и захода в его, препятствия, сторону против солнца, а также отвлечение внимания при пилотировании на пассажиров.
На основании этого заключения и других доказательств Петру Парфенову предъявили обвинение в нарушении правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, повлекшее по неосторожности смерть пяти человек. Сейчас, спустя год, следствие окончено и дело передано в краевой суд. Обычно дела о преступлениях, совершенных по неосторожности, рассматриваются районными судами, но учитывая тяжесть последствий - гибель пятерых пассажиров, дело отнесено к подсудности краевого суда.
- Неужели Парфенов плохой летчик? Или были причины, которые и асу не преодолеть?
- Петр Парфенов - летчик первого класса, свободно владеющий всеми необходимыми навыками, имеющий большой опыт. Сразу после катастрофы собственником вертолета - РОСТО - была проведена ведомственная проверка. И комиссия пришла к противоречивым выводам. Причинами назвали "попадание вертолета в нисходящий поток и горизонтальный сдвиг ветра, отсутствие маркировки проводов ЛЭП, совпадение участка маршрута при осмотре площадки с участком расположения ЛЭП". Также эксперты отметили неадекватное поведение пассажиров при подборе места посадки, что отвлекало пилота от управления, и неграмотные действия летчика при просадке вертолета, то есть в тот момент, когда вертолет стал снижаться и его бросило на ЛЭП.
- Что же неправильно сделал Парфенов? Почему его привлекли к суду?
- Летчик должен был в соответствии с технической документацией до вылета нанести на карту командные высоты, ограничивающие пеленги, наметить обходные маршруты, то есть досконально изучив местный рельеф, обозначить его на карте. На ней он должен был провести безопасный маршрут, которому и следовать во время полета. Он этого не сделал, видимо, надеялся на свой большой опыт пилотирования.
Хотя основной лейтмотив заключения экспертов РОСТО - летчик не виновен, но все прекрасно понимали - проведи он тщательную подготовку к полету, не понадейся на то, что все обойдется, он бы избежал совпадения участков маршрута и расположения проводов - попросту не летел бы на одной с ними линии, и воздушного потока, сбившего с пути. Избежал бы падения. Не получил бы тяжелые травмы и не приговорил пять человек.
... Это была обычная творческая командировка. Но только после нее не было больше трогательных и светлых передач из цикла "Провинция", создававшегося трудом Лидии Гемма, Владимира Пивоварова, Юрия Аполлонова, не звучал по радио ставшим многим знакомым и родным голос собственного корреспондента краевого радио Ларисы Маклаковой, не вернулся домой милиционер Виктор Сущенко.
На редакционном столе Лидии Гемма остался сценарий незавершенной программы о деревенских певуньях. Она писала: "Болит душа: ведь каждая народная песня подобна тонкому корешку среди могучих корней древа жизни. Оборви его - и что-то светлое и прекрасное уйдет в небытие безвозвратно".
КТО БЫ МОГ ПОДУМАТЬ, ЧТО СВЕТЛЫЕ И НЕЗАМЕНИМЫЕ, УЙДУТ В НЕБЫТИЕ ОНИ...
Читайте также:
Короткой строкой:
Хабаровские спасатели и психологи пришли на работу с мамами
Khabara.Ru: < ... Поздравление главы МЧС России Александра Куренкова с Днем психолога
Khabara.Ru: < ... В Хабаровском крае открыта первая ледовая переправа
Khabara.Ru: < ... В Хабаровском крае проводится процессуальная проверка по факту гибели человека вследствие нападения тигра
Khabara.Ru: Вяземским межрайонным следственным отделом СУ СК России по Хабаровскому краю и ЕАО проводится процессуальная проверка по факту нападения тигра на мужчину. Хабаровский сниффинг
Khabara.Ru: В дежурную часть отдела полиции №1 УМВД России по г. Хабаровску обратились горожане и сообщили о продаже в магазине на улице Суворова газовых баллонов несовершеннолетним.
Категории
Хабаровск: Утро 23 Nov, Sat
температура -7..-9 С, давление 763..765 мм рт.ст., ветер Юго-Западный, 1 м/с
XML error in File: http://www.cbr.ru/scripts/RssCurrency.asp
XML error: Mismatched tag at line 149